Альтернативная котельная: на комиссии Госсовета по направлению «Энергетика» обсудили модернизацию систем теплоснабжения

Бесперебойное обеспечение теплом и горячей водой жилых домов, особенно в

северных

регионах,

требует

своевременного

обновления

инженерной

инфраструктуры. С 2017 года государством разработан механизм привлечения

частных инвестиций в отрасль теплоснабжения, который заключается в создании

ценовых зон теплоснабжения в муниципальных образованиях с определением

предельных цен на тепловую энергию по модели «альтернативной котельной»:

муниципалитеты добровольно подключаются к программе и переходят в особые

ценовые зоны теплоснабжения, а обязательства по модернизации инфраструктуры

передают профессиональному оператору – единой теплоснабжающей организации.

На заседании комиссии Госсовета РФ по направлению «Энергетика», состоявшемся

26 февраля, главы регионов и теплоснабжающие организации рассказали о своем

опыте создания ценовых зон теплоснабжения.

По единой цене

Для уменьшения числа аварий и потерь в системах централизованного

теплоснабжения требуется ускорить темпы обновления инфраструктуры в три-

четыре раза. Об этом на заседании комиссии Госсовета РФ по направлению

«Энергетика» заявил председатель комиссии, глава Республики Саха (Якутия)

Айсен Николаев. По его словам, около 80% аварий происходит именно на тепловых

сетях.

Он привел данные Росстата, согласно которым в России действуют 74,4 тыс.

источников теплоснабжения, а протяженность тепловых сетей превышает 167,67

тыс. км.

«Общий износ тепловых сетей составляет более 60%, при этом более 30%, это

свыше 51,4 тыс. км тепловых сетей, сегодня уже нуждаются в замене», — отметил

Айсен Николаев.

По его оценке, тепловые потери в связи с высоким износом сетей составляют в

среднем 12,1 %, а по отдельным сетям могут достигать 20-30%, и это

свидетельствует о том, что отрасль ЖКХ «недоинвестирована».

«Отрасль теплоснабжения тариф регулируемая, бесконечно поднимать тариф

нельзя, мы это все прекрасно понимаем. При этом только за счет бюджета

провести модернизацию основных фондов в отрасли абсолютно невозможно», —

добавил председатель комиссии Госсовета по направлению «Энергетика».

Чтобы обеспечить приток денег в отрасль и повысить ответственность

энергокомпаний за качество предоставляемых услуг, в 2017 году был

законодательно введен механизм «альтернативной котельной». Он подразумевает,

установление предельного уровня цены на тепловую энергию, в рамках которого

устанавливается конечная цена для потребителя. Если затраты энергокомпании

выше, она будет вынуждена либо повысить свою эффективность, либо уйти с рынка.

При этом сэкономленные от повышения эффективности средства теплоснабжающие

компании могут также направить на инвестиции.

Потенциал роста

Принцип «альтернативной котельной» заключается в том, что функции по развитию

теплоснабжения переходят к профессиональному оператору

– единой

теплоснабжающей организации (ЕТО). К ней применяют особый экономический

формат под названием «ценовая зона теплоснабжения» (ЦЗТ). Он предполагает

деятельность инвестора в лице единой теплоснабжающей организации в рамках

предельной цены «альтернативной котельной» на тепловую энергию, выше которой

цены для потребителей не могут устанавливаться.

Государство заключает с ЕТО соглашение, которое является взаимной гарантией.

Для муниципального образования это значит, что все мероприятия, заявленные в

схеме теплоснабжения, будут выполнены. А инвестор в лице ЕТО уверен, что

капитальные вложения вернутся.

Заместитель Министра энергетики Евгений Грабчак в своем выступлении отметил,

что на сегодняшний день к ценовым зонам теплоснабжения присоединились 46

муниципальных образований из 21 субъекта РФ с общей численностью населения

более 15 млн человек – свыше 10 % от всего населения страны. Интерес к целевой

модели рынка тепловой энергии проявляет еще 36 муниципальных образований в 22

субъектах РФ. «Это тот потенциал роста единых зон теплоснабжения, который

мы видим на ближайшие два года», — добавил замминистра.

Ожидаемый объем плановых инвестиций в развитие систем теплоснабжения

составляет более 414,6 млрд рублей. Это в 2,5 раза превышает объем инвестиций

при классическом тарифном регулировании. При том что фактический объем

инвестиций в ЦЗТ за 2019-2024 годы уже составил более 108,9 млрд рублей. «Этот

механизм дает инвестору гарантии возврата вложенных средств в долгосрочной

перспективе», — заявил Евгений Грабчак.

Считаем на калькуляторе

По словам замминистра, единственной регулируемой ценой на тепловую энергию в

ЦЗТ является предельный уровень цены для потребителей. Выше этого предела цена

на теплоэнергию вырасти не может. Ежегодно предел цены определяется тарифным

органом в субъекте Российской Федерации по открытой методике расчета,

утверждённой Правительством России. Все прочие цены производителей тепловой

энергии, теплосетей – договорные.

«По сути формируется квазирыночная система договоренностей», — заметил

Евгений Грабчак. Он напомнил, что расчет предельного уровня цены

осуществляется по методу «альтернативной котельной» на основе наилучшей

доступной технологии для потребителя. Это открытый и прозрачный алгоритм. В

зависимости от стоимости оборудования, цен на топливо (газ, уголь или мазут),

рыночной стоимости капитала.

Также предусматриваются различные инструменты «сглаживания» экономических

последствий от перехода в ЦЗТ. Возможен постепенный – до 10 лет – переход к

цене «альтернативной котельной» по графику, утвержденному субъектом РФ.

Предоставлена возможность устанавливать цену на тепловую энергию для

потребителей на уровне ниже цены «альтернативной котельной» по соглашению

между ЕТО и органом местного самоуправления. Все расчеты есть на сайте

Минэнерго России, структура расчета публикуется тарифным регулятором субъекта

Российской Федерации и перепроверить их может каждый.

Регионы, присоединившиеся к проекту, смотрят на него с оптимизмом. «С 2022 года

«альтернативная котельная» заработала в городе Ульяновске, это позволило

привлечь на модернизацию 5 млрд рублей, рассказал заместитель председателя

правительства Ульяновской области Владимир Пушкарев. – Мы добились

безаварийного прохождения зимних сезонов, сокращения сроков на гидравлические

испытания, в 2022-24 годах объем перекладок теплотрасс Ульяновска составил 54

км, реконструкция позволила устранить проблемные участки. ЕТО начала

заблаговременную подготовку к новому отопительному периоду, продолжается

модернизация теплосетей, что позволит свести к минимуму риск аварийных

ситуаций».

Тенденцию подтвердил также и.о. министра тарифного регулирования и энергетики

Пермского края Сергей Россихин: «Наблюдается позитивная динамика потерь в

сетях, снижение расхода теплоносителей, снижение доли обнаруженных дефектов

в отопительный период».

Лидером по объему инвестиций в ЦЗТ является Приволжский федеральный округ,

затем следуют Сибирский и Уральский федеральные округа, отметил директор

Российского энергетического агентства Алексей Кулапин.

Доработать механизм

В целом же, по словам Евгения Грабчака, за время действия «альтернативной

котельной» в России построено более 230 км теплосетей и модернизировано свыше

1 тыс. км тепловых сетей. Применение инструмента позволило на 70% снизить

количество аварий на теплосетях, в два раза сократить количество отключений

теплоснабжения. В 1,5 раза уменьшились выбросы загрязняющих веществ.

Правительство РФ утвердило «дорожную карту», которая предусматривает

до настройку «альтернативной котельной». Среди предложенных мер – повышение

прозрачности и доступности информации о тарифах на горячую воду в ЦЗТ,

введение стандартов взаимодействия ЕТО с теплосетевыми организациями,

повышение ответственности ЕТО за нарушение обязательств по заключению

соглашений об исполнении схем теплоснабжения, определение порядка применения

критериев отнесения к тепловым организациям.

«Задача – доработать этот механизм, чтобы осуществлялось безусловное

исполнение условий соглашений», — заключил замминистра энергетики Евгений

Грабчак.