Альтернативная котельная: на комиссии Госсовета по направлению «Энергетика» обсудили модернизацию систем теплоснабжения

Бесперебойное обеспечение теплом и горячей водой жилых домов, особенно в
северных
регионах,
требует
своевременного
обновления
инженерной
инфраструктуры. С 2017 года государством разработан механизм привлечения
частных инвестиций в отрасль теплоснабжения, который заключается в создании
ценовых зон теплоснабжения в муниципальных образованиях с определением
предельных цен на тепловую энергию по модели «альтернативной котельной»:
муниципалитеты добровольно подключаются к программе и переходят в особые
ценовые зоны теплоснабжения, а обязательства по модернизации инфраструктуры
передают профессиональному оператору – единой теплоснабжающей организации.
На заседании комиссии Госсовета РФ по направлению «Энергетика», состоявшемся
26 февраля, главы регионов и теплоснабжающие организации рассказали о своем
опыте создания ценовых зон теплоснабжения.
По единой цене
Для уменьшения числа аварий и потерь в системах централизованного
теплоснабжения требуется ускорить темпы обновления инфраструктуры в три-
четыре раза. Об этом на заседании комиссии Госсовета РФ по направлению
«Энергетика» заявил председатель комиссии, глава Республики Саха (Якутия)
Айсен Николаев. По его словам, около 80% аварий происходит именно на тепловых
сетях.
Он привел данные Росстата, согласно которым в России действуют 74,4 тыс.
источников теплоснабжения, а протяженность тепловых сетей превышает 167,67
тыс. км.
«Общий износ тепловых сетей составляет более 60%, при этом более 30%, это
свыше 51,4 тыс. км тепловых сетей, сегодня уже нуждаются в замене», — отметил
Айсен Николаев.
По его оценке, тепловые потери в связи с высоким износом сетей составляют в
среднем 12,1 %, а по отдельным сетям могут достигать 20-30%, и это
свидетельствует о том, что отрасль ЖКХ «недоинвестирована».
«Отрасль теплоснабжения тариф регулируемая, бесконечно поднимать тариф
нельзя, мы это все прекрасно понимаем. При этом только за счет бюджета
провести модернизацию основных фондов в отрасли абсолютно невозможно», —
добавил председатель комиссии Госсовета по направлению «Энергетика».
Чтобы обеспечить приток денег в отрасль и повысить ответственность
энергокомпаний за качество предоставляемых услуг, в 2017 году был
законодательно введен механизм «альтернативной котельной». Он подразумевает,
установление предельного уровня цены на тепловую энергию, в рамках которого
устанавливается конечная цена для потребителя. Если затраты энергокомпании
выше, она будет вынуждена либо повысить свою эффективность, либо уйти с рынка.
При этом сэкономленные от повышения эффективности средства теплоснабжающие
компании могут также направить на инвестиции.
Потенциал роста
Принцип «альтернативной котельной» заключается в том, что функции по развитию
теплоснабжения переходят к профессиональному оператору
– единой
теплоснабжающей организации (ЕТО). К ней применяют особый экономический
формат под названием «ценовая зона теплоснабжения» (ЦЗТ). Он предполагает
деятельность инвестора в лице единой теплоснабжающей организации в рамках
предельной цены «альтернативной котельной» на тепловую энергию, выше которой
цены для потребителей не могут устанавливаться.
Государство заключает с ЕТО соглашение, которое является взаимной гарантией.
Для муниципального образования это значит, что все мероприятия, заявленные в
схеме теплоснабжения, будут выполнены. А инвестор в лице ЕТО уверен, что
капитальные вложения вернутся.
Заместитель Министра энергетики Евгений Грабчак в своем выступлении отметил,
что на сегодняшний день к ценовым зонам теплоснабжения присоединились 46
муниципальных образований из 21 субъекта РФ с общей численностью населения
более 15 млн человек – свыше 10 % от всего населения страны. Интерес к целевой
модели рынка тепловой энергии проявляет еще 36 муниципальных образований в 22
субъектах РФ. «Это тот потенциал роста единых зон теплоснабжения, который
мы видим на ближайшие два года», — добавил замминистра.
Ожидаемый объем плановых инвестиций в развитие систем теплоснабжения
составляет более 414,6 млрд рублей. Это в 2,5 раза превышает объем инвестиций
при классическом тарифном регулировании. При том что фактический объем
инвестиций в ЦЗТ за 2019-2024 годы уже составил более 108,9 млрд рублей. «Этот
механизм дает инвестору гарантии возврата вложенных средств в долгосрочной
перспективе», — заявил Евгений Грабчак.
Считаем на калькуляторе
По словам замминистра, единственной регулируемой ценой на тепловую энергию в
ЦЗТ является предельный уровень цены для потребителей. Выше этого предела цена
на теплоэнергию вырасти не может. Ежегодно предел цены определяется тарифным
органом в субъекте Российской Федерации по открытой методике расчета,
утверждённой Правительством России. Все прочие цены производителей тепловой
энергии, теплосетей – договорные.
«По сути формируется квазирыночная система договоренностей», — заметил
Евгений Грабчак. Он напомнил, что расчет предельного уровня цены
осуществляется по методу «альтернативной котельной» на основе наилучшей
доступной технологии для потребителя. Это открытый и прозрачный алгоритм. В
зависимости от стоимости оборудования, цен на топливо (газ, уголь или мазут),
рыночной стоимости капитала.
Также предусматриваются различные инструменты «сглаживания» экономических
последствий от перехода в ЦЗТ. Возможен постепенный – до 10 лет – переход к
цене «альтернативной котельной» по графику, утвержденному субъектом РФ.
Предоставлена возможность устанавливать цену на тепловую энергию для
потребителей на уровне ниже цены «альтернативной котельной» по соглашению
между ЕТО и органом местного самоуправления. Все расчеты есть на сайте
Минэнерго России, структура расчета публикуется тарифным регулятором субъекта
Российской Федерации и перепроверить их может каждый.
Регионы, присоединившиеся к проекту, смотрят на него с оптимизмом. «С 2022 года
«альтернативная котельная» заработала в городе Ульяновске, это позволило
привлечь на модернизацию 5 млрд рублей, рассказал заместитель председателя
правительства Ульяновской области Владимир Пушкарев. – Мы добились
безаварийного прохождения зимних сезонов, сокращения сроков на гидравлические
испытания, в 2022-24 годах объем перекладок теплотрасс Ульяновска составил 54
км, реконструкция позволила устранить проблемные участки. ЕТО начала
заблаговременную подготовку к новому отопительному периоду, продолжается
модернизация теплосетей, что позволит свести к минимуму риск аварийных
ситуаций».
Тенденцию подтвердил также и.о. министра тарифного регулирования и энергетики
Пермского края Сергей Россихин: «Наблюдается позитивная динамика потерь в
сетях, снижение расхода теплоносителей, снижение доли обнаруженных дефектов
в отопительный период».
Лидером по объему инвестиций в ЦЗТ является Приволжский федеральный округ,
затем следуют Сибирский и Уральский федеральные округа, отметил директор
Российского энергетического агентства Алексей Кулапин.
Доработать механизм
В целом же, по словам Евгения Грабчака, за время действия «альтернативной
котельной» в России построено более 230 км теплосетей и модернизировано свыше
1 тыс. км тепловых сетей. Применение инструмента позволило на 70% снизить
количество аварий на теплосетях, в два раза сократить количество отключений
теплоснабжения. В 1,5 раза уменьшились выбросы загрязняющих веществ.
Правительство РФ утвердило «дорожную карту», которая предусматривает
до настройку «альтернативной котельной». Среди предложенных мер – повышение
прозрачности и доступности информации о тарифах на горячую воду в ЦЗТ,
введение стандартов взаимодействия ЕТО с теплосетевыми организациями,
повышение ответственности ЕТО за нарушение обязательств по заключению
соглашений об исполнении схем теплоснабжения, определение порядка применения
критериев отнесения к тепловым организациям.
«Задача – доработать этот механизм, чтобы осуществлялось безусловное
исполнение условий соглашений», — заключил замминистра энергетики Евгений
Грабчак.