Воспитание мальчиков в чеченской семье

       У чеченцев система воспитания имеет глубокие и далекие традиции, в которых отражены любовь и уважение к родителям, к старшим, к труду, к своей профессии, к ценностям, любовь к земле и т.д.

        На многих языках мира, в том числе и у чеченцев, семантика слова воспитать «кхетош», «кхиор»  равнозначна понятиям: растить, поставить на ноги, обучить, привить какие-то качества, навыки, т.е. сделать человеком – «Адам хилийтар».

      Традиционно в семье чеченцев существенная роль отводится воспитанию детей. Для чеченца потомство – это продолжение рода и долг перед обществом.

      Чеченец обязан помочь ребенку сформироваться как личность, воспитать достойным членом общества – не семьи, рода, тейпа, а именно всего общества.

      Дети – это богатство семьи. В Чечне в почете большие семьи. Здесь никто не думает о том, позволяет ли родителям материальный достаток иметь много детей.

Благосостояние не имеет значения, потому что счастливой может быть только большая и дружная семья, в которой, по сложившейся традиции, есть не менее 7-ми сыновей. У чеченцев есть такая пословица: «Цхьа к1ант – воцу хьесап, ши к1ант – ах к1ант, кхо к1ант – цхьана к1ентан хьесап» (Один сын – нет сына, два сына – полсына, три сына –  один сын).

       Мать – воспитатель, отец – пример для подражания. Здесь рождение ребенка, а особенно мальчика, накладывает на родителей серьезную ответственность, нести, которую считается главным делом всей жизни.

       У чеченцев духовное воспитание детей в семье — это самый важный элемент воспитания. Потому что именно, благодаря правильному духовному воспитанию, дети становятся целостными личностями, которым присущи честность, искренность и доброта. Особенно мальчиков, и вообще детей с семи лет и даже чуть раньше учат совершать намаз – один из 5 постов религии Ислам. Как говорится: «Воспитывать нужно сначала душу… Тело вскоре выдаст её форму». Это невозможно будет не заметить, тому появится много признаков: физическое совершенство, чистоплотность, опрятность…

       Каждому возрастному периоду ребенка соответствуют традиционные меры воспитания. В устном народном творчестве, в виде пословиц, укоренились эти меры воздействия на воспитательную среду ребёнка, и они применялись с самых малых лет. Например, «Не сделанный из прута обруч – из кола не получится» – («Серах ца бина х1оз – хьокханах балур бац»).

       В семье у чеченцев принято, что воспитанием сына должен заниматься отец. Хотя в воспитании сыновей принимает участие не только отец, но и мать, однако стержнем воспитания является все же отец, дед, дядя, старший брат – самые близкие, т.е. родственники по мужской линии, которым надлежит подражать и стремиться к их достойным поступкам и имени в народе. По поведению сына судят об отце – какую роль он сыграл в его воспитании.

       Чеченский ребенок мужского пола воспитывается в семье, где к нему до семи-восьмилетнего возраста относятся как к царской особе, от восьми до пятнадцати лет как к слуге, и после пятнадцати лет как к свободному члену свободного общества.

        Наказание матери здесь считается не таким зазорным, тем более оно осуществляется обычно только в течение первых лет жизни. Как такого физического наказания не бывает, воспитание бывает словом, убеждением и внушением, которые играют главную роль. У чеченцев до сих пор принято в любом возрасте, когда отец вызывает сына, тот должен прийти и стоять у двери. Слушая его, он не должен возмущаться, перечить, потому что это отец, его надо уважать. Когда к отцу приходят гости, сын должен стоять за дверью все время застолья на случай, если им что-то понадобится и, слушая, как и о чем говорят взрослые мужчины, готовясь войти в их мир. Нельзя вмешиваться в разговор взрослых, надо говорить только тогда, когда они попросят. Любое задание, данное отцом, нужно выполнить без оговорок, каким бы оно не было трудным, не выполнение считается позором для сына. Если отец во дворе занят какой-то работой, сын не должен лежать дома или уходить куда-то,  он должен быть рядом с ним и помогать. Мать не должна показывать свою жалость к сыну (детям) при выполнении каких-либо поручений отца, она должна поддерживать  любое решение мужа при детях. Соблюдая дистанцию, отец и сын общаются через мать. Мама может и даже должна приласкать своего сына (сыновей), но ни в коем случае не должна ему (им) жаловаться на отца своих детей за его суровые наказания или за какие-то действия. Здесь у ребенка может возникнуть негатив по отношению к отцу, и он может ослушаться его. Мама должна объяснять сыну, что это все для его же блага.

       У чеченцев не принято, чтобы отец бил своих детей. Получить пощечину от отца можно только в особо крайних случаях, но для сына это может быть сильным потрясением и позором. Для них один только суровый взгляд отца или окрик раздраженной матери является большим наказанием. Сына не бьют и не бранят, чтобы он не знал чувства страха. Как гласит вайнахская пословица: «Жеребенок, которого били кнутом, не стал настоящим конем» – «Шад етташ, латтийнчу бекъах дин ца хилла». Если чеченец чего-то страшится, то должен бояться народного порицания (нахала валар), позора или потерять лицо. Проявление родителями или другими взрослыми грубости по отношению к непослушанию ребенка, строго осуждается в чеченском обществе. Отец никогда не позволит себе не только кричать, ругать, но и даже разговаривать на повышенных тонах с сыном в присутствии посторонних, как бы он не провинился. Такое поведение связано с сохранением некой дистанции между отцом и сыном, дистанции, которая не позволяет переступить грань в общении. Эта дистанция выражается в коммуникативной культуре чеченцев концептом «эвхьазалла» (недозволенность, непозволительно свободно, развязно, выходящий за рамки дозволенного). Действия такого рода направлены на формирование самодостаточной личности ребенка, битый, униженный не может вырасти гордым, смелым, свободолюбивым, так считают чеченцы.

       Мальчиков с детства постепенно приучают к военному искусству, единоборству и рукопашным состязаниям, верховой езде, к мужским видам труда. Также мальчиков учат переносить трудности, закалять характер.

        Как правило, «уроки» начинаются с простейших поручений и завершаются их привитием навыков самостоятельной работы. Малышей и подростков не заставляют выполнять тяжелую работу. Физическое воспитание детей не принуждает много и тяжело работать, но физическое воспитание в мягкой и ненавязчивой форме – обязательный этап педагогики родителей.

       Большую роль в воспитании маленьких мальчиков играют мальчики постарше. Чем больше мальчики находятся в кругу взрослых мужчин, тем они быстрее взрослеют. Они берут с них пример мужского поведения, а потом легче бывает ориентироваться в жизни. Своими каждодневными поступками, поступками сверстников, соседей,  по сути дела постоянно объясняют ребенку, что означает быть мужчиной (Къонах).

       Обозвать мальчика, что «ты не мужчина» — «хьо стаг яц» – это очень оскорбительно для чеченца. Мальчикам с раннего детства прививают, что недопустимо, чтобы его так называли и поэтому мальчики начинают впитывать в себя такие качества, как:

— г1иллакх (свод нравственных правил поведения у чеченцев);

— оьздангалла (благородство);

— ларам (уважение);

— яхь (дух соревнования);

— Къонахалла (мужество);

— собар (терпение).

Это самые высокие качества, которые украшают мужскую половину у чеченцев, не имея возрастных ограничений.

      Основной, существенной чертой бытующих у чеченцев отношений, является уважение к родителям, дедушке, бабушке и вообще к старшим. Не вставать при появлении старших или же сесть без их настойчивого приглашения расценивается как большой недостаток в воспитании, как нарушение этики. Любой старик или просто старший по возрасту человек может сделать замечание молодым за неправильное поведение. В этих случаях обычно спрашивают: «Чей ты сын или дочь?», «Почему позоришь родителей?» и это имеет положительное воздействие на молодых.

       Приветствуется, когда молодые навстречу старому человеку  замедляют свой ход, чтобы  уступить ему дорогу, показав тем самым свое уважение и внимание. Младшим в присутствии старших вменяется в долг проявить скромность,  хвастовство и вообще какие-либо пространные речи о своей персоне считается грубым нарушением этикета. Молодой человек всем своим видом должен выражать внимание, уважение к старшим, готовность выполнить любое его поручение. Такая установка исключает возможность держать руки в карманах, стоять или сидеть, развалившись, ерзать на стуле, поворачиваться к другим спиной, чесать затылок, нос, жевать и т.д.

      Вообще детей с детства приучают на конкретных примерах из жизни народа.

Честь семьи, рода, гордость за благородные дела старшего поколения — важный фактор воспитания нравственных качеств у потомков, они обязательно должны знать, какими благородными людьми были те, кто жил до них в семье, роду.

      Мальчиков уже с полутора-двух лет приучают различать игрушки для девочек и для мальчиков. Мальчика с раннего детства учат, что он ни в чем не должен напоминать девочку, что плакать – это дело женское, но никто не объясняет ему, как себя вести в тех случаях, когда плакать нельзя.

      После смерти отца главой семьи становится старший брат, и он пользуется в семье тем же авторитетом и уважением, что и отец. В то же время, если есть и другие братья он не может решить ни один вопрос, как хозяйственной, так и общественной жизни семьи, без согласия остальных братьев. Обязательная особенность среди чеченцев – родители должны жить с сыном, если их несколько, то обязательно с младшим из них.

В современных условиях семейное чеченское воспитание в некоторой степени сохранило черты исторически отдаленного времени, сохранив идущие из глубины веков традиции и ценности.

      Чеченская система этики состоит из трех основных уровней нравственных ценностей: «адамалла» (человечность), «нохчалла» (кодекс чести), «къонахалла» (мужественность), каждый из которых определяется различными гранями человеческой личности.

Адамалла (человечность). Вбирает в себя общечеловеческие нормы, присущие чеченцу как человеку вообще. Она связана, прежде всего, с религиозно-этическими воззрениями чеченцев. Она свойственна всем людям независимо от этнической принадлежности, вероисповедания, расы и социального статуса. По представлениям чеченцев, этот уровень отделяет человека от животного, противопоставляя категории «адамалла – человечность» и «акхаралла – дикость». В эту систему ценностей входят основные коранические и библейские заповеди, которым должен следовать человек, если он хочет отличаться от животного.

— Нохчалла – система нравственных ценностей, присущая чеченцу как человеку определенной этнической принадлежности, то, что отличает его от представителей других этносов. У чеченцев есть свой кодекс чести – «нохчалла». Это слово непереводимо, но каждый нохчо знает, что оно обозначает – свод неписаных правил, касающихся морали, нравственности и этики, которыми руководствуются представители данной национальности испокон веков.

Во всех вышеизложенных правилах, в мерах воспитания у чеченцев заложены именно те ценности «Нохчалла», которые  невозможно описать, ибо они схожи с общими правилами воспитания. Включая в себя все категории, присущие системе «адамалла» (человечность), она ужесточает нравственные требования к человеку и его поведению в обществе, а также накладывает на чеченца дополнительные моральные обязательства по отношению друг к другу и по отношению к представителям других этносов.

— Къонахалла (мужественность) – это квинтэссенция нравственной культуры чеченцев, система нравственных ценностей мессианского характера, определяющая нравственный уровень человека – «благородного мужа», который берет на себя ответственность за судьбу своего народа, своей страны, жертвуя всем, не требуя никакой награды.

      Есть такая чеченская пословица: «Къонах собарца вевза» – «мужчина познается по выдержке». «Собар» (выдержка) обладает целым рядом значений, пересекающихся друг с другом. В духовном аспекте – это жертвенность, восхождение на Голгофу ради блага людей. Кроме того, это самообладание, выдержка, терпение, мужество. «Собар» (выдержка)  – это фундамент, на котором держится ценностная система кодекса «Къонахалла» (мужественность).         

     Чеченский кодекс «Къонахалла» (мужественность) сложился задолго до принятия чеченцами ислама. Корни его уходят вглубь веков. Этнопедагогическое пространство чеченской семьи является тем воспитывающим полем личности, которое основано на традициях и обычаях народа, воплощающее в себе присущий чеченцам испокон веков менталитет.

Слова наставления мальчику с малых лет:

– «Старших надо слушаться! Старших надо уважать! Кто не слушается и не уважает старших, тот не может быть Къонахом (мужчиной)!»;

– «Что бы ни случилось или что бы ни происходило, ты не должен показывать свои переживания, уныние. Нельзя терять присутствия духа и делать так, чтобы тебя жалели, а жалеть можно только слабого, беспомощного»;

– « Никогда, нигде и ничего не бойся! Не бойся темноты – это только темнота! Не бойся того, кто здоровее тебя, его тело не железное! Не бойся злых духов! Не бойся смерти! Смерть только переход из мира в мир! Единственное, чего ты должен бояться, это сознательно поступить нечестно или несправедливо! Если ты захочешь сделать что-то нечестное или несправедливое – побойся Всевышнего сделать это!»;

– «Никогда и нигде не отступай и не сдавайся! Лучше умереть, чем жить трусом или с позором! Отступить можно только в том случае, если ты неправ, но если ты прав и справедлив, тогда не отступай и не сдавайся ни за что, так как на твоей стороне Всевышний, вся вселенная, каждое живое существо!»;

– «Не позор, если в драке тебя одолеет более сильный противник! Позор, если ты побоишься выйти на поединок с тем, кто тебя вызывает на поединок!»;

– «Ничего и никогда не бойся! Если тебя кто-нибудь, кто сильнее тебя, несправедливо обидит, то твои братья отомстят за нанесенную тебе обиду!»;

– «Никогда не плачь! Ты мужчина, а мужчины не плачут»;

– «Будь мужчиной! Будь бесстрашным! Будь всегда честным! Врет только тот, кто боится, а боится только презренный трус!»;

– «Будь справедливым! Просто всегда и везде будь Къонахом (мужчиной)!».

   Чеченцы с малых лет впитывают в себя эти понятия и особо сильно никого не надо наставлять. «Хьо стаг велахь, стаг хилий чекхвала, вацахь – ца хаьа суна» («Если ты мужчина, то действуй как мужчина, а если нет, то я не знаю»). Или такое: «Велла вала хьо, ма к1ант а ву» («Эх, ты, что ты за парень») или «Ма боьрша вац» («Не мужчина ты»). С самого детства каждый мальчик стремится к тому, чтобы не услышать этих обидных слов в свой адрес. За этим всем стоит чёткое знание, каким должен быть к1ант (мальчик), стаг (человек) и т.д.

     Каждый истинный вайнах, воспитанный у себя на родине в традиционной семье, имеет прочные задатки рыцаря, джентльмена, дипломата, мужественного заступника и щедрого, надежного товарища. Настоящий чеченец никогда не подведет, не предаст, не простит обиды, не потерпит зла и насилия, лжи и двуличия, трусости и малодушия.

     Чеченская культура во многом основана на религиозных ценностях. Много книг написано о том, каким примером во всем был и есть пророк Мухаммад (С.а.С.). Рассказывают, что он никогда не только не говорил громко, но даже не смеялся так, чтобы при этом были видны его зубы. Он также предупреждал о том, что человек не должен вести себя неуважительно по отношению к другим только потому, что тот принадлежит к другому народу или классу людей, ибо это есть проявление гордости и надменности, а такие люди даже не почувствуют запаха рая.

      Разумеется, другие народы тоже воспитывают своих сыновей на таких же ценностях, качествах, достойных примерах. Но только у чеченцев, помимо общих для всех людей достойных качеств и правил поведения, в воспитании сына есть главное обязательство – кодекс «нохчалла», в котором есть такие качества, которых расписать невозможно.  Они присущи, наверное, только истинному чеченцу, ибо другой человек не сможет понять и соблюдать их.